Новости компании

23.01.2019

Приказ № 2-о от 16.01.2019г.

Утверждено приказом № 2-о от 16.01.2019г.

Модельный кодекс

профессиональной этики экспертов в сфере государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Автономного учреждения Республики Алтай

«Государственная экспертиза Республики Алтай»

1.     Общие положения

1.1. Настоящий Модельный кодекс профессиональной этики экспертов в сфере государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее – Кодекс) разработан на основании Модельного кодекса утвержденного Резолюцией III Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, который представляет собой свод общих этических принципов и основных правил поведения, основанных на нравственных критериях и профессиональных традициях, сформированных в сфере государственной экспертизы, которыми должны руководствоваться эксперты при осуществлении профессиональной деятельности.

1.2. Эксперт, работающий или поступающий на работу в Автономное учреждение Республики Алтай «Государственная экспертиза Республики Алтай» (далее – Учреждение), обязан ознакомиться с положениями настоящего Кодекса и соблюдать их в процессе своей деятельности.

2.     Основные понятия

В Кодексе используются следующие основные понятия:

1) эксперт в сфере государственной экспертизы – физическое лицо, аттестованное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) государственная экспертиза – оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, осуществляемая организациями по проведению государственной экспертизы;

3) организации по проведению государственной экспертизы – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные указанным органам государственные учреждения;

4) направление деятельности эксперта – подтвержденное квалификационным аттестатом право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по направлению деятельности эксперта, включенному в перечень направлений деятельности экспертов, утвержденный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

5) конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) эксперта влияет или может повлиять на процесс и результаты проведения государственной экспертизы и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью эксперта и правами, и законными интересами организации по проведению государственной экспертизы, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации по проведению государственной экспертизы;

6) личная заинтересованность – заинтересованность эксперта, связанная с возможностью получения им при выполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного либо неимущественного характера, иных имущественных и неимущественных прав для себя или третьих лиц.

3.     Цель Кодекса

3.1. Целью Кодекса является установление единых этических норм и правил поведения экспертов для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета экспертов, повышению доверия государства, общества и граждан к организациям государственной экспертизы.

3.2. Кодекс служит основой для формирования должной морали среди экспертного сообщества в сфере государственной экспертизы, формирования и поддержания уважительного отношения к государственной экспертизе в общественном сознании.

3.3. Кодекс призван повысить эффективность выполнения экспертами своих должностных обязанностей.

3.4. Знание и соблюдение экспертами положений Кодекса является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности эксперта.

4.     Этические принципы и правила поведения экспертов в сфере государственной экспертизы

4.1. Эксперты, занятые в сфере государственной экспертизы, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, должны руководствоваться следующими принципами экспертной деятельности:

1) объективность и беспристрастность, исключающие влияние личных, имущественных (финансовых) интересов, предпочтение каких-либо профессиональных или социальных групп, организаций, отдельных граждан;

2) профессиональная компетентность, основанная на профильном образовании, опыте работы в области проектирования и (или) экспертизы, подтвержденная квалификационным аттестатом на право подготовки заключений по соответствующему направлению деятельности;

3) добросовестность, честность и ответственность, исключающие злоупотребление служебным положением, проявление необоснованного бюрократизма, волокиты и халатности;

4) независимость экспертных решений и выводов, основанная на профессиональных знаниях, требованиях законодательства Российской Федерации и опыте его применения в области архитектурно-строительного проектирования, экспертизы и строительства, отвергающая любое давление и вмешательство со стороны органов государственной власти, юридических и физических лиц;

5) законность;

6) конфиденциальность информации, ставшей известной экспертам в ходе проведения государственной экспертизы;

7) саморазвитие, совершенствование и актуализация профессиональных знаний.

4.2. При проведении экспертизы эксперты должны исходить из того, что обеспечение надлежащего качества проектной документации в части соблюдения требований надежности и безопасности объектов капитального строительства, защита экономических интересов государства и общества определяют основной смысл и содержание экспертной деятельности.

4.3. Эксперт должен соблюдать единообразную и нейтральную позицию по отношению ко всем заявителям, избегая предвзятости и преднамеренности, которые могут повлиять на объективность экспертных выводов.

4.4. При проведении государственной экспертизы эксперт не вправе вмешиваться в проектные решения, настаивать на их изменении, допускать устные оценочные суждения по представленным проектам в отсутствие отступлений от требований нормативных правовых и нормативных технических документов в области градостроительной деятельности и технического регулирования.

4.5. Эксперты не вправе разглашать проектные решения, конфиденциальную и иную информацию, ставшую известной в результате проведения экспертизы, независимо от прошедших сроков с даты, когда ему стали известны такие сведения, перемены места работы или прекращения профессиональной деятельности в сфере государственной экспертизы.

4.6. В процессе проведения экспертизы эксперт обязан обеспечить сохранность документов, представленных для проведения государственной экспертизы. Эксперт не вправе самостоятельно изымать и передавать третьим лицам представленные заявителем документы, а также вносить изменения в выданные заявителям заключения государственной экспертизы.

4.7. Эксперты, занятые в сфере государственной экспертизы, не вправе совмещать деятельность по архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства и экспертную работу по объектам, в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий которых они участвовали лично либо их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки), супруг, а также выполнять иную оплачиваемую работу, которая может прямо или косвенно повлечь конфликт интересов.

4.8. При назначении на должность в организации по проведению государственной экспертизы эксперт обязан заявить о наличии или возможности наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Эксперт обязан отказаться от проведения экспертной оценки в случае возникновения конфликта интересов.

4.9. При возникновении реального или потенциального конфликта интересов при проведении государственной экспертизы эксперт обязан незамедлительно уведомить руководителя организации по проведению государственной экспертизы для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.10. Эксперту запрещается принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха и т.п.) в связи с исполнением должностных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Неподкупность является непременным условием профессиональной деятельности эксперта.

4.11. В случае если экспертная оценка соответствующих материалов выходит за рамки профессиональной компетенции эксперта и (или) не соответствует направлению деятельности, указанному в квалификационном аттестате, эксперт обязан отказаться от выполнения экспертных работ.

4.12. Эксперт обязан поддерживать и повышать уровень профессиональной компетенции.

4.13. Эксперт должен проявлять уважение к экспертным решениям, выводам и заключениям коллег, оказывать максимальное содействие при обращении коллег по вопросам, входящим в его компетенцию, осознавая важность и значимость общего дела.

4.14. Эксперт, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим экспертам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного психологического климата и эффективной работы.

4.15. Эксперты обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

4.16. Эксперты в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

4.17. Эксперту следует:

– воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации, репутации других экспертов или авторитету экспертной организации;

– не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, экспертов и граждан при решении вопросов личного характера;

– воздерживаться от публичных высказываний и суждений относительно профессиональной деятельности руководителей экспертной организации, в которой он работает, оценок в отношении деятельности других экспертных организаций и их руководителей;

– соблюдать установленные в экспертной организации правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

5.     Рекомендательные этические правила поведения экспертов

5.1. Эксперт воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, а также грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению.

5.2. Эксперты призваны способствовать своим поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Эксперты должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с заявителями, а также представителями застройщика или технического заказчика и коллегами.

5.3. В целях поддержания порядка, деловой атмосферы в служебных помещениях, эксперт должен содержать свое рабочее место в надлежащем состоянии, не допускать беспорядка в документации.

5.4. Внешний вид эксперта при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению к экспертным организациям, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

6.     Ответственность за нарушение положений Кодекса

6.1. Нарушение экспертами положений Кодекса подлежит моральному осуждению.

6.2. Соблюдение экспертами положений Кодекса учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при назначении поощрений и наложении дисциплинарных взысканий.


Возврат к списку